Сотрудники ломбардов
Ломбарды – одни из самых распространенных юридических организаций, предоставляющих заемные средства населению под проценты. Их не так много, как банков и микрозаймов, но они являются родоначальниками кредитного бизнеса. Первые ломбарды открылись в Римской империи во времена кризиса и играли роль механизмов перераспределения доходов между различными слоями населения, что позволяло экономике стран избежать финансовых трудностей. В новом тысячелетии все иначе: чем развитее экономика государства, тем больше в нем ломбардов.
Сегодня ломбарды предоставляют клиентам возможность получить займы в короткие сроки под залог имеющихся ценностей и активов. Важную роль в деятельности этих бизнес-единиц играет персонал. Сотруднику ломбарда приходится ежедневно выполнять сложные задачи и постоянно совершенствоваться, так как ошибка может повлечь за собой финансовые риски, материальную и уголовную ответственность.
Что должен знать сотрудник по ломбарду и почему информация важна?
Во-первых, необходимо знание нормативных актов, регулирующих деятельность ломбардов. Основной из них – ФЗ РФ «О ломбардах» от 19 июля 2007 года №196-ФЗ.
Во-вторых, разбираться в качестве принимаемых залоговых ценностей. Отличительными чертами данной обязанности сотрудника ломбарда являются:
Оценка ювелирных украшений, золота, серебра и изделий из драгметаллов (качество огранки, проба, состояние, размер и, самое главное, их подлинность);
Проверка состояния бытовой и компьютерной техники (внешний вид, срок эксплуатации, повреждения, рабочее состояние и т. п.), автомобилей;
Оценка недвижимого имущества и многое другое.
Качественная характеристика закладного имущества позволяет избежать финансовых потерь и конфликтов с клиентами. С целью повышения квалификации персонала необходимо ежегодно проводить обучение сотрудников ломбарда. Классическое обучение проходит на специальных курсах и длится в среднем две–три недели. В качестве педагогов выступают опытные работники сферы. Наиболее известной некоммерческой организацией, проводящей обучение сотрудников ломбарда, является «Лига ломбардов» . Здесь не только рассказывают, что должен знать сотрудник, но и помогут разобраться в основных вопросах по ломбарду, его истории и практической деятельности.
В-третьих, в обязанности сотрудника ломбарда входит навык ведения документации и работа с программным обеспечением кредитора.
В-четвертых, персонал должен заниматься приемом и выдачей денежной наличности и ведением кассы.
В-пятых, сотрудник ломбарда обязан контролировать выплаты заемщиков по обязательствам. Для этого просматривают базу клиентов и обзванивают тех, кто просрочил платеж.
Без чего работнику не обойтись?
Сотрудник ломбарда должен обладать следующими качествами:
- Ответственность;
- Коммуникабельность;
- Внимательность;
- Стрессоустойчивость;
- Способность сопереживать;
- Честность.
Опыт работы в кредитных организациях и навыки активных продаж приветствуются. Требования к образованию – высшее экономическое.
Необходимо осознавать, что работа представляет собой непосредственное общение с клиентами, среди которых встречаются негативно настроенные личности. Чтобы избежать конфликта и обезопасить себя, рабочее место сотрудников оборудовано камерами, сигнализацией и кнопкой вызова полиции. Большинство кредитных контор оборудовано постом охраны.
Рабочий день сотрудника проходит насыщенно: клиентопоток у кредитора есть всегда. Многие из клиентов приходят за средствами в связи с тяжелой жизненной ситуацией, поэтому важно подобрать индивидуальный подход к каждому из них, уметь выслушать и посочувствовать. На тренингах проводятся специальные тесты по психологии для желающих устроиться в ломбард: тех, кто неспособен к чувствительности и сопереживанию, на работу не берут.
Нюансы деятельности
При приеме предпочтение отдают девушкам 25–35 лет приятной наружности. Однако, в крупных сетях ломбардов, где работает сразу несколько оценщиков, набирают отдельно мужчин и женщин. Девушки оценивают мелкую технику и ценности, мужчины – только технику. Такое разделение позволяет улучшить оценочные качества, так как специализация каждой категории значительно сужается.
Работа связана с большими рисками, ответственность за которые ложится на плечи сотрудника. Ошибочная оценка ювелирного изделия может привести к печальным последствиям: недосдача в кассе, недовольство клиентов, которое сказывается на репутации организации, и возмещение суммы ущерба за счет виновного лица.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо качественно, без спешки проводить анализ залогового имущества. Оценку драгоценных камней проводят с обязательным использованием увеличительных приборов, золота и других металлов – путем незаметного надреза и нанесения реагента, которые показывает, благородный ли это металл или дешевый сплав. Чем больше толщина изделия – тем глубже распил. Мошенники с целью наживы могут наносить позолоченное покрытие на глубину до 70% изделия, и отличить такую подделку крайне тяжело.
Не стоит вестись на провокации клиентов: многие специально отвлекают работника, чтобы сотрудник нервничал и допускал ошибки. Если заемщик ведет себя подобным образом, или хамит, нарушает спокойствие, находится в неадекватном состоянии, то сотрудник обязан прекратить обслуживание. Это позволит обезопасить себя и других клиентов от агрессивно настроенного лица, к тому же такие кредитуемые, как правило, часто допускают просрочки или вовсе не платят по обязательствам. Честность и внимательность – основные критерии успешной карьеры в ломбардном бизнесе.